Группа «Теремок»
Формирование патриотических чувств через художественно-эстетическое развитие.Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; — формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду; — развитие интереса к русским традициям и промыслам; — формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о городах России; — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Нравственно – патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Существует множество форм работы с детьми: - групповые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой; - индвидуальные занятия; - чтение художественной литературы; - просмотр видеофильмов - игровая деятельность - проведение развлечений - выставки детского творчества - рассматривание фотографий, иллюстраций -изобразительная деятельность В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом: расширение и углубление опыта общения с миром искусства; развитие художественно-эстетического восприятия; формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности; воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Среди видов изобразительного искусства, рисование - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось. Как правило, дети любят рисовать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений, о многом дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы. Данную работу можно разбить на блоки: Мой дом. Моя семья. Мой детский сад. Мой город. Россия-родина моя. Самый первый блок по патриотическому воспитанию – это «Мой дом, Моя семья». Чувство Родина у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В этом блоке можно провести сюжетно-ролевую игру «Семья», выучить стихи про семью, организовать развлечения «Моя семья». После чего нарисовать портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, провести выставку рисунков. Совместно с родителями изготовить альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома», «Герб семьи». Родители могут изготовить макет своего дома для мини-музея ДОУ. Можно пригласить бабушек, которые занимаются декоративно-прикладным искусством. Устроить в группе выставку «Народное творчество». Каждая из бабушек расскажет о своем творчестве. Второй блок – это «Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Целесообразно сначала познакомить детей с группой, в которую ходит ребенок. Для этого нужно организовать путешествие по группе с загадками, с различными заданиями, рассказом воспитателя о группе. Обязательно нужно зачитать правила поведения в разных помещениях группы. Затем можно организовать экскурсии по детскому саду. Где ребята познакомятся с медицинским кабинетом, кухней, прачечной, музыкальным залом, кабинетом заведующий. В ходе экскурсии дети познакомятся с людьми, которые там работают, а они в свою очередь расскажут детям, для чего нужно каждое помещение в детском саду. И познакомят с правилами нахождения в каждом помещении. Когда дети вернуться в группу можно предложить им изобразить на листе бумаги с помощью красок, что ему больше всего понравилось во всем саду. Попросить передать свои впечатления, рассказав, о нарисованном. Оформить выставку. Далее дети знакомятся с территорией, на которой находится детский сад. Сначала свой участок, затем соседний. Позже можно организовывать целевые прогулки по территории детского сада. Прейдя в группу, выполняем коллективную работу «Мой красивый участок в детском саду» с помощью отпечатков ладоней. Дальше работу можно продолжить, в совместной деятельности с родителями, изготовить альбомы «Мой детский сад», «Моя группа». Вовлекать в работу родителей, провести акцию «Посадим дерево на участке детского сада», «Сделаем скворечник». Третий блок - это «Мой город», «Россия-родина моя». Работа по воспитанию любви к родному Городу следует начать с бесед. Затем ребятам можно предложить показ презентации «Мой город -Ядрин», где можно увидеть основные здания, парки, игровые площадки, памятники нашего города. Провести беседу с детьми, где они были, что больше всего им нравиться в нашем городе, почему? Организовать экскурсию по улице, на который стоит детский сад. Изготовить макет улицы. Далее желательно провести работу с родителями по теме: «Как рассказать ребенку о городе, в котором мы живем». Как в выходной организовать семейную экскурсию по городу. После всей проделанной работы совместно с родителями и детьми организовать в группе мини - музей «Мой Ядрин». Составить план работы мини-музея, куда могут войти проекты: «Моя Родина», «Флаг России» и т.д. Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с родным краем соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты. Вся работа, направленная на воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников по средствам изобразительного искусства должна быть построена на взаимодействии педагога с родителями, а так же тесно связана с музыкальным руководителем. Всю работу на музыкальных занятиях в этом направлении можно так же разбить на разделы. 1) Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Эта музыка должна звучать на каждом занятии, начиная с групп раннего возраста, в разных видах музыкальной деятельности. Например, в раннем возрасте дети могут и должны слышать такие произведения как «Жаворонок» П.И.Чайковского, пьесы из музыкальной сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, и другие произведения иллюстративного характера. Эта музыка может звучать как фон, не стоит акцентировать внимание детей на названии произведения и фамилии композитора. Начиная со среднего возраста нужно обязательно называть произведение и фамилию композитора, подчеркивая всякий раз, что это русская музыка и русский композитор. Говорить об этом нужно каждый раз, когда звучит музыка, одного раза недостаточно. Начиная со старшего возраста, русская классика используется во всех видах музыкальной деятельности, кроме, пожалуй, пения. В этом возрасте особенно актуально проговаривание, пояснение каждого музыкального произведения. 2) Народная песня. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. С большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать. 3) Народная хореография. На музыкальных занятиях знакомлю детей с движениями русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. При разучивании элементов пляски звучат русские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. 4) Игра на русских народных инструментах. Обучая детей игре на народных шумовых инструментах, в частности на ложках, помогает решить целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольников, активно влияет на развитие координации движений и быстроты реакции. Ложки универсальны в применении. Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми.Подготовку к игре на детских музыкальных инструментах, в частности на ложках, начинаю с их рассматривания, обращая внимание на красоту росписи, говоря: «Красивые ложки делают русские умельцы. Они украшают ярмарки. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир». 5)Творчество современных композиторов . Особое внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Струве, Соснин, Филиппенко, Е.Зарицкая и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и о матерях. Для многих людей слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам.Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью: А для милой мамочки Испеку два пряничка. Данная песня стала уже классикой для детей нашей страны. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму: Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря, Что лучше всех на свете мамочка моя! И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ ( песня Ю.Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»), и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А.Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»). 6)Праздники. В нашем детском саду мы проводим такие праздники, как «Ярмарка», «Масленица», «23 февраля», «9 мая», «День зашиты детей». Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомим их с песнями тех времён и о тех временах. На праздник «День Победы» к ребятам приходят ветераны той страшной войны. Такие встречи надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий систематической и планомерной работы, постоянных усилий педагогов и всех участников педагогического процесса. 28 августа 2023 в 12:12
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.